Астрономы в первый раз увидели сжатие юного белого карлика

Для проведения исследований астрофизики используют оптические ультрафиолетовые и рентгеновские телескопы

Ежели гипотеза ученых окажется верной, то это будет первым свидетельством наблюдения белого карлика на раннем этапе жизни и даст возможность не менее основательно изучать эволюцию таковых звезд.

— Ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ, доктор физико-математических наук, астрофизик Сергей Попов и его коллеги смогли отыскать точные признаки сжатия белых карликов, следя за загадочным источником рентгеновского излучения в двойной звездной системе уникального типа, — сказали в пресс-центре университета. Идет речь о системе HD49798/RX J0648.0-4418, расположенной на расстоянии 2 тыс. световых лет от Земли, в созвездии Кормы. Данная двойная система довольно нестандартна, она состоит из горячего белого субкарлика спектрального класса O (разогретого так безумно, что его цвет может показаться на первый взгляд нам голубым), вращающегося вокруг пульсара с периодом около 1,55 дня, и рентгеновского пульсара с периодом 13,2 секунды, который медленно перетягивает на себя вещество субкарлика.

У данного открытия есть два важных смысла. Что это — белый карлик либо нейтронная звезда — было предметом споров на протяжении многих лет.

Этот объект был открыт еще в 1964 аргентинскими астрономами, которые вначале думали, что имеют дело с незаурядным белым субкарликом, в недрах которого содержалось особенно не достаточно водорода.

Последние два десятилетия этот объект ускоряется: период его вращения уменьшается на семь наносекунд в год.

«По подсчетам ученых, возраст звезды в системе составляет приблизительно два млн. лет».

Русские астрофизики отыскали разъяснение всем этим странностям, направив внимание на то, как изменяются свойства звезд при их превращении и в нейтронные звезды, и в белые карлики. Пару лет астрономы спорят, что там находится — белый карлик либо нейтронная звезда? По значимости открытие можно сравнить с раскрытием детективом хитрого правонарушения - хотя событие вполне локальное, все равно интересно. Десятки лет было понятно, что молодые белые карлики сжимаются. Оказалось, что скорости изменения периода 2x10 секунд в секунду соответствует возраст звезды около двух-трех млн. лет. И уникальность системы, которую мы наблюдали, заключалась в том, что белый карлик был как словно «подсвечен» благодаря перетеканию вещества с соседней звезды. В иных парах белых карликов и звезд основной расстановки аккреция значительно мощнее: «уже она определяет, как белый карлик крутится, почему заметить „красоту сжатия“ невозможно», — заключает Попов.