Астрономы получили беспрецедентно ясное изображение ядра галактики

Ученые впервые получили снимок «бублика» вокруг черной дыры

Кроме того, ученые получили новые данные о составе и плотности вещества кольца вокруг черной дыры: в его спектре излучения обнаружились линии циановодорода и катиона HCO, которые излучают в микроволновом диапазоне только после этого, когда газ довольно плотный. Об этом говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters, передает Хвиля со ссылкой на РИА Новости.

Сегодня астрономы сходятся во мнении, что в центре большинства галактик находятся черные дыры. «Но размеры этих объектов очень малы в сравнении с расстояниями от Земли до остальных галактик, поэтому рассмотреть один из них в деталях мы смогли только благодаря высокому одобрению ALMA», — объясняет управляющий исследовательской группы Масатоши Иманиши (Masatoshi Imanishi) из государственной астрономической обсерватории Японии. Предполагается, что масса галактики и масса черной дыры связаны между собой: чем больше вещества в галактике, тем массивнее темная дыра. Такие активные области Вселенной могут посодействовать ученым понять, как ведут себя галактики и сверхмассивные черные дыры, находящиеся в их центре. Японские учёные с помощью современного телескопа ALMA в первый раз запечатлели подобное явление.

В центре M77 находится энергичное галактическое ядро; это означает, что газ и материя регулярно поглощаются центральной черной дырой и излучается интенсивный свет. Эти выбросы являются свидетельством того, что тёмная материя не может поглощать неограниченные количества газов и прочих космических единиц.

Черные дыры, как правило, находятся в центрах любых галактик и превосходит массу Солнца время от времени в миллионы раз. Существует некая линия, которую астрофизики называют пределом Эддингтона, при достижении которой материя начинает накапливаться в окрестностях черной дыры в виде горячего «бублика» из материи, диска аккреции, где частицы материи трутся друг об друга, разогреваются до сверхвысоких температур и выбрасываются черной дырой в космос. Именно эти частицы, «недоеденные» гравитационным центром, и формируют «бублик».

Изучив черную дыру в галактике M77 (созвездие Кита), ученые приблизились к разгадке тайны «аппетита» черной дыры. К примеру, молекулы угарного газа, которые ALMA превосходно «видит», присутствуют почти во всех уголках галактик, и они могут излучать микроволны почти в любых условиях. Диск аккреции, как объясняют астрономы, должен быть значительно плотнее, чем окружающие его скопления материи, и его можно будет найти, следя за избытком этих 2-х соединений.

Данная идея оправдала себя — японским астрофизикам удалось получить первые детальные фотографии «бублика» диска аккреции, и неожиданно раскрыть несколько его свойств, которые ученые не ждали увидеть. Так, оно имеет неровную и продолговатую форму, что говорит о неравномерном вращении вокруг «хозяйки».