ЦСР Кудрина выступил за отмену денежного контроля в РФ

Отменный курс

Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина предложил на 100% отказаться от денежного регулирования. В ЦСР считают валютные ограничения «анахронизмом», который препятствует трансграничной деятельности русского бизнеса, а еще не дает возможность достигать макроэкономических целей по устойчивости рубля.

«Именно такие случаи и должны выявляться в рамках устройств противодействия отмыванию денег, приобретенных криминальным путем», — утверждают в ЦСР.

Согласно законодательству о валютном регулировании, экспортеры, в частности, должны обеспечивать получение на свои счета в русских банках выручки — в валюте либо рублях — от иностранных контрагентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами. ЦБ, руководство и уполномоченные банки проводят проверки. В Российской Федерации же отчетность юридических лиц по заграничным счетам должна ежеквартально предоставляться в налоговые органы.

Такие же штрафы полагаются за несвоевременный возврат авансов, уплаченных российскими импортерами за неполученные из-за рубежа товары. Отменить валютный контроль предлагается уже до конца текущего года. Предложения Минфина также предусматривают частичное снижение штрафов с теперешних «драконовских» (по выражению министра Антона Силуанова) 75-100% от суммы невозвращенных средств до 33-50%. Первые либеральные меры государство может принять уже в текущем году. Профессионалы считают, что можно даже установить открытый режим с применением иностранных счетов.

Действующие в России ограничения на операции с валютой сохранились со времен Советского Союза, когда государство имело исключительное право на валютные операции. В исследовании отмечается, что сегодня федеральное законодательство чрезмерно регулирует осуществление субъектами экономики операций с валютой. В докладе подчеркивается, что невозвращение денег по внешнеэкономическим сделкам представляет общественную опасность, свойственную преступлениям, только когда денежный перевод осуществляется при фактическом отсутствии сделки, на которую резидент ссылается при совершении валютной операции.

Реформа должна привести РФ к ситуации с капитальным контролем, одинаковым с целевой моделью, которую реализует, например, Аргентина, заявившая о готовящемся присоединении к кодексу ОЭСР — с сохранением в законодательстве норм, характерных для США, Германии и Швейцарии, которые допускают введение эпизодического целевого денежного контроля в отдельных ситуациях. На втором этапе, в 2019—2020 годах, создателям представляется возможным отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в государствах, с которыми РФ автоматом обменивается информацией в соответствии с многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансово-учетной информацией (CRS MCAA).

На втором этапе, в 2019—2020 годах, специалисты предлагают отменить требование отчетности лицам, чьи счета находятся в государствах автоматического обмена информации с Россией.

Русские налоговые органы смогут передавать подобную информацию о счетах иностранных жителей в российских банках в адрес налоговых органов 56 стран.

2-ой этап рассчитан на 2019-2020 годы. А ряд стран пока не указал конкретные сроки.

Осенью прошлого года был принят Федеральный закон № 340-ФЗ, который предусматривает имплементацию правил интернационального автоматического обмена финансовой информацией.

При всем этом еще осенью минувшего года министр финансов предлагал дать руководству и Центробанку полномочия вводить жесткие валютные ограничения в кризисные периоды. Форматы представления информации еще должны быть разработаны ФНС.

«Система должна сопровождаться рядом мер по совершенствованию интернационального налогового обмена», — говорится в документе.

В основной массе стран, заявивших о намерениях выполнить обмен в 2017—2018 годах, уже принято все нужное законодательство, устанавливающее требование формирования отчетности финансовыми институтами, а кроме этого подзаконные акты, конкретизирующие порядок формирования отчетов в соответствии с CRS ОЭСР. Неоправданным является и норма, по которой валютные резиденты должны отчитываться об использовании зарубежных счетов, и норма по сдаче валютной выручки, перечисленной русским организациям по внешним соглашениям.

Рекомендуемые новости: